На производстве холодного проката ЧерМК недавно завершился монтаж агрегата продольной резки (АПР) полосы с у
Конкуренты не дремлют и тоже вкладывают серьезные средства в производственные мощности. На ЧерМК реализуется несколько инвестиционных проектов, направленных на повышение качества продуктов для автопрома. Чтобы продукция отвечала возросшим требованиям потребителей, в первую очередь автопредприятий, комбинат осуществляет проект по монтажу автоматизированной системы контроля качества поверхности горячекатаной полосы «Парситек» в потоке стана 2000. Пусконаладочные работы начнутся уже в августе. Только установка обойдется ЧерМК в 97 млн рублей. Как отметили в «Северстали», аналогичная система уже успешно эксплуатируется в производстве холодного проката. В рамках инвестпроекта система «Парситек» будет адаптирована под условия изготовления горячего проката.
Такую же кропотливую и последовательную работу ведут НЛМК и ММК. Последний в середине июля запустил в эксплуатацию первую очередь комплекса холодной прокатки стан 2000 мощностью 2 млн тонн в год, выпускающий высококачественный холоднокатаный и оцинкованный прокат для изготовления внешних и внутренних деталей автомобилей, а также для поставок строительной отрасли и производителям бытовой техники. Инвестиции комбината в проект, реализуемый с 2007 года, составят около 1,5 млрд долларов. Уже в текущем году он планирует выпустить около 160-170 тыс. тонн продукции, а в 2012-м довести объемы производства на стане 2000 до 1,5 млн тонн. Пуск второй очереди агрегата непрерывного горячего цинкования, агрегата непрерывного отжига и агрегата инспекции полосы запланирован на середину следующего года. Реализация этих инвестпланов расширит возможности ММК и позволит ему существенно усилить свои позиции в качестве поставщика металлопроката для автопрома.
Вложения в завтра
В целом в процессе одобрения на ЧерМК произведено три марки металлопроката по стандарту Ford в разных типоразмерах в соответствии с требованиями к конечным деталям. В случае получения положительных результатов и достижения взаимопонимания с Ford в коммерческих аспектах сделки «Северсталь» станет одним из первых российских поставщиков металлопроката для Ford Motor Company.
В конце апреля в лаборатории Ford в Кельне завершено четырехмесячное тестирование металлопроката «Северстали» на коррозионную стойкость с положительным результатом. Окончательным этапом в процессе исследования металлопроката станет проверка на свариваемость (третий-четвертый кварталы 2011-го) и штампуемость (планируется в первом квартале 2012 года).
Похожие мероприятия «Северсталь» проводит и по одобрению металлопроката на соответствие требованиям стандартов компании Ford. Планируются поставки оцинкованного металлопроката под локализуемые Ford девять деталей кузова автомобиля Ford Focus 3: лицевые панели четырех дверей, багажника, капота, две боковые панели и внутренняя панель капота. Ведется большой документарный обмен информацией о соответствии металлопроката «Северстали» стандарту Ford. Лабораторией ЧерМК исследовано более 2 тыс. образцов металлопроката для предоставления Ford производственной статистики в части гарантии стабильности получаемых свойств. В декабре 2010 года произведена штамповка опытных партий оцинкованного металлопроката «Северстали» на производственных мощностях Ford в Германии, в результате которой нареканий по качеству штампованных деталей не возникло.
В частности, на «Северстали» идет процедура одобрения металлопроката на 26 деталей автомобиля VW Polo. Металлопрокат протестирован и получил положительные результаты на соответствие стандартам по механическим свойствам, проведена успешная штамповка силами компании «Гестамп-Северсталь-Калуга». Также планируется получить результаты тестов металлопроката ЧерМК на коррозионную стойкость, окрашиваемость и свариваемость. По мере подтверждения возможности использования металлопроката может быть выпущен дополнительный объем металла для омологации на другие детали VW Polo.
Практически все производители металлопроката в настоящее время осуществляют процедуры омологации (приведения технических характеристик продаваемого товара в соответствие со стандартами). При этом им приходится учитывать, что у каждой автокомпании свои, отличные от других требования к металлу, причем на определенную деталь. Из-за этого процесс акцептации довольно продолжителен и, по опыту участников рынка, занимает от года до полутора лет.
Давайте знакомиться
Пока объемы отгрузок скромные, но именно сейчас, по сути, стартовал процесс, который должен в корне изменить ситуацию привести к постепенному замещению импортного металла отечественным. Но произойдет это не быстро: достижение договоренностей с мировыми автоконцернами требует не только времени, но и существенных вложений от металлургов.
«Северсталь» в августе-сентябре 2011 года планирует поставить для Hyundai более 2 тыс. тонн металлопроката. «Такой рост объема поставок обеспечен в том числе положительными результатами состоявшейся в июне пробной штамповки лицевой панели крыши автомобиля Hyundai Solaris из холоднокатаного металлопроката производства Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в Северсталь Российскую Сталь . Эксперт С-З )», рассказывает Горошков. Также прокат ЧерМК поступает на московский завод Renault «Автофрамос» для изготовления кузовов моделей Logan и Sandero.
Но все же отечественный прокат более востребован традиционными автопроизводителями страны. Участники рынка, предоставляя статданные и говоря о планах, предпочитают не вычленять из общего объема поставки в адрес иностранных автоконцернов. Это можно объяснить тем, что отгрузки металла последним незначительны, однако металлурги сообщают, что уже начали поставлять продукцию иностранным предприятиям, обосновавшимся в России. Так, НЛМК работает с рядом зарубежных производителей, листовой прокат комбината акцептован Hyundai, Renault и Volkswagen.
На фоне других участников рынка успехи НЛМК выглядят несколько скромнее в количественном выражении, но более позитивно с точки зрения динамики роста. В прошлом году комбинат по прямым договорам с российскими автопроизводителями в общей сложности поставил 19 тыс. тонн металлопродукции, зато в первом полугодии 2011-го он утроил продажи, отгрузив 64 тыс. тонн.
В России работают три крупных производителя тонколистового металла, используемого в автомобильной промышленности: Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) и «Северсталь». До нынешнего года лидерство в поставках металлопроката отечественным автомобильным заводам сохранялось за «Северсталью». По словам директора по маркетингу и продажам дивизиона «Северсталь Российская Сталь» Дмитрия Горошкова, в 2010-м предприятие поставило автопроизводителям 440 тыс. тонн металлопроката, планируемый объем поставок на текущий год порядка 500 тыс. тонн. ММК немного уступает, но активно наращивает свое присутствие в этом секторе. По информации комбината, в прошлом году автозаводам поставлено 406 тыс. тонн металлопродукции, за первое полугодие текущего года 262 тыс. тонн.
Приход на российский рынок зарубежных автопроизводителей еще в докризисный период стимулировал отечественные металлургические компании к выпуску высококачественного проката. Перед металлургами открылась отличная перспектива стать поставщиками автозаводов мировых компаний. Пока российский металл в большей степени используется традиционными отечественными автопредприятиями, такими как АвтоВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ. Практически все иностранные игроки, открывшие заводы в нашей стране, предпочитают производить автомобили из импортного металла. И как бы абсурдно это ни выглядело, Россия, будучи заметным игроком на мировом рынке металла, пока не готова закрыть их потребности. Однако в скором времени ситуация должна измениться.
Иностранные автопроизводители, работающие в России, используют импортный металл. Но уже в следующем году автоконцерны могут перейти на российское сырье, что приведет к снижению себестоимости производства машин
Фото: архив «Эксперта С-З»
Автомобильный Heavy Metall
Автомобильный Heavy Metall
Комментариев нет:
Отправить комментарий